Если в конце дня ты знаешь столько же, сколько в его начале, то ты что – то делаешь неправильно!

Уоррен Баффет


Внедрение обновлённой системы управления

МАДОУ «Детский сад № 9»

                                           Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:
                           первый - самый благородный - размышление;
второй - самый легкий - подражание;
третий - самый горький - опыт.
Конфуций.
Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Поворот дошкольного образования в сторону ребёнка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма педагогического коллектива и руководителя учреждения.
В свете происходящих перемен в дошкольном образовании перед коллективом детского сада так же встал остро вопрос о необходимости изменения системы управления дошкольным учреждением.  Управление детским садом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Говоря об управлении образовательным учреждением, мы имеем в виду систему управления. Под системой мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Существует несколько функций управления, которые наиболее значимы для работы нашего образовательного учреждения, среди которых на первом месте стоит функция анализа.
Анализ –  это творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка информации о социально – экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководитель владеет методикой анализа, как глубоко он может исследовать установленные факты, выявить наиболее характерные зависимости.
Проведя детальный анализ работы системы дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 9», были выявлены её сильные и слабые стороны. Мы пришли к выводу, что коллективом наработан бесценный опыт в деле воспитания подрастающего поколения, сохранён работоспособный, творческий коллектив, детский сад, вся материально – техническая база находится в рабочем состоянии.
 Но на современном этапе, остро встал вопрос о необходимости перехода в новые условия организации управленческой системы дошкольного учреждения, основанной на компьютеризации, информатизации, оптимизации и систематизации педагогического процесса.  Переход осуществлялся при самостоятельном   хозяйствовании (в 2014 году МАДОУ «Детский сад № 9» стал автономным учреждением). Обновлённая система управления основывается на принципах: сочетания интересов детского и взрослого коллективов; нормативности; объективности; справедливости, единства требований и уважения к личности; инициативности, полезности и ответственности; делегирования и доверия; мотивирования и стимулирования; единства коллектива; результативности и качества.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целепологание и планирование. Именно эти процессы ведут к развитию педагогической системы. Мы понимаем под планированием - определение целей, состава и структуры действий, необходимых для их достижений.         В течение 4 лет педагогический коллектив осваивает комплексную программу «Истоки». В 2013 году на её основе была разработана основная общеобразовательная программа, где были прописаны перспективные цели и задачи дошкольного образовательного учреждения, условия построения совместной образовательной деятельности, выработаны приоритетные направления деятельности на ближайшие годы.
Детально прописан региональный компонент программы, направленный на решение задачи поставленной президентом России: «Чтобы дети имели возможность получать качественное образование в любой точке нашей страны».
Планирование на основе общеобразовательной программы детского сада, годового и месячного планов, позволяет эффективно координировать деятельность педагогического, детского и родительского коллективов.
Наиболее важной и сложной функцией управления является сама  организация процесса. Организация – это практический этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей достижения результатов. Организаторская деятельность имеет личностно – ориентированную направленность. При реализации функции руководства мы решали следующие основные задачи:
- Подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
- Анализ и регулирование социально – психологического климата в коллективе;
- Стимулирование продуктивности деятельности подчинённых и их саморазвития;
- Создание условий для профессионального роста подчинённых;
Сегодня, можно уверенно сказать, что в детском саду трудится команда единомышленников, профессионалов высокой квалификации с оптимальным соотношением молодости и опыта, традиций и инноваций.
Одним из этапов функции управления стоит контроль. Целью контроля в нашем дошкольном учреждении является выявление отклонений от нормативов, целей и т.д.
В детском саду создана действенная система контроля, которая включает в себя все виды и обследует все формы административной и педагогической работы, проводится он как планомерно, так и оперативно.
С контрольной функцией управления тесно связан этап регулирования и коррекции.
Регулирование и коррекцию мы рассматриваем как оперативное управление текущими состояниями.
В тех случаях, когда принятые меры не дают результатов, возникает необходимость пересмотра целей. А это означает начало нового управленческого цикла с развёртыванием всех основных стадий управленческой технологии.
Говоря о методах управления, как о путях и способах реализации целей и принципов, мы используем следующие методы:
- принятия управленческих решений: метод «мозгового штурма»; деловой игры, дискуссии; ситуационного метода и т.д;
- исполнения управленческих решений. Экономические методы – стимулирование. Организационно – распорядительные или административные. Социально – психологические методы (мотивирование).
Конечно, управление осуществляется не одним человеком, но чем выше уровень профессионализма у руководителя, тем эффективнее и результативнее работает производство.
Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации функций управления демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Эффективность протекания управленческого процесса, настроения людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий труда; профессионализма кадровых работников; уровня управленческого состава и др.
И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя. Важным элементом эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления.
Стиль управления – это система способов, методов и форм деятельности, которые предпочитает руководитель. Мы считаем, что в любой системе управления не может быть использован только один какой-либо стиль. Руководитель должен уметь пользоваться всей палитрой в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и т.д. Безусловно, в стиле управления проявляются все личностные качества руководителя, от которых зависит и эффективность работы дошкольного учреждения. Понимая это, мы постоянно занимаемся развитием и совершенствованием своих личностных качеств, ищем свой стиль руководства, который бы позволил повысить эффективность работы образовательного учреждения.
При формировании управленческой системы детского сада нами был выбран рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход, как соуправление образовательным процессом, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно – исследовательской деятельности педагогов. Важным показателем выбранного стиля управления является стабильность педагогического и детского коллективов. В нашем учреждении текучесть кадров за последние годы постоянно снижалась, а в 2016 году исчезла полностью. Мы пытаемся находить пути решения кадровой проблемы, оперируя средствами из стимулирующего фонда, создавая собственную систему стимулов, льгот, стратегий успеха, заботимся о морально – психологических и валеологических факторах стабильности коллектива.
В современных условиях,  одному руководителю невозможно решить все управленческие задачи, поэтому в нашем детском саду так же возникала необходимость построения организационной структуры.
Определяя организационную структуру, нашего сада, мы регламентируем полномочия и ответственность сотрудников, а также правила их взаимодействия, как по вертикали, так и по горизонтали.
Структуру управляющей системы мы изображаем в виде определённой модели, где показываются сами субъекты и взаимоотношения между ними.
Если раньше структура управленческой системы детского сада напоминала пирамиду (каждый верхний слой обладал большей властью, чем нижний), то теперь подразделения имеют структуру команды. Для этого мы собираем по всему учреждению небольшие группы и подключаем их к идущей работе или поручаем им отдельную узкоспециализированную задачу.
Эта оргструктура называется - «командный менеджмент» (термин М. Белбина), активно развивается с последней четверти 20 века. Мы считаем, что объём и структура информации, необходимые для принятия правильных решений в управлении образовательным учреждением, таковы, что адекватно обработать их под силу только командам, а не отдельным, пусть даже одарённым личностям. Главным отличием команды от традиционной структуры является наличие синергического эффекта, когда 1+1>2.
Синергизм – греческое – вместе действующие – содействие.
Эффективность команды гораздо выше индивидуальных усилий каких - либо других социальных групп.
Эмерджентность - появление у системы свойств, не присущих её подсистемам. Свойства системы – это не свойства её компонентов.
Члены команды демонстрируют такие качества, как проницательность; лидерские качества; смелость; оптимизм; работоспособность; терпение; креативность. Структура команды определяется статусом входящих в неё членов. Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Наивысшим статусом в команде характеризуется её лидер – руководитель.
 Мы понимаем, чтобы сегодня учреждение было успешным мы должны суметь:
- сформировать команду единомышленников,
- обеспечить оптимальные условия для самореализации детей и взрослых;
- стимулировать творческую деятельность, поддерживать творческую инициативу;
- делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;
- активизировать взаимодействия с родительской общественности;
- привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;
- задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;
- выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;
- заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса детского сада;
- внедрять высокие технологии в управленческие процессы.
Созданная система управления нашего образовательного учреждения, позволила нам максимально эффективно реализовать потенциал каждого сотрудника в деле достижения поставленных целей. Раскрыть творческие возможности не только педагогов, но и младшего персонала, родителей и конечно же наших детей. Этот опыт позволил мне лично, как руководителю, убедиться в действенности простых правил.
Личность педагога, родителя, ребёнка может успешно развиваться, проявлять инициативу, творчество, только в условиях доверия, уважения, дружбы и взаимопомощи. А этому, безусловно, способствует положительный микроклимат, который создан в нашем коллективе.
Наш коллектив постарался сделать так, чтобы детский сад стал настоящим домом в первую очередь для ребят, которые в него ходят, для тех родителей, сестрёнок и братишек, бабушек и дедушек и для его сотрудников.  Не просто домом, а мудрым, интересным, «культурным центром семьи», дружбой, с которым дорожат все.
Но как в любом доме, в нашем тоже существуют трудности, которые мы стараемся преодолеть сообща.
Не смотря, на то, что переход от традиционной управленческой системы к новой проходил не просто, мы столкнулись и с недоверием, и с нежеланием расставаться с привычным образом жизни, с опасением за результат труда и т.д. Но все, же эти годы кропотливого, аккуратного взаимодействия дали свои результаты. Нам удалось:
- перейти к открытой и мобильной образовательной системе;
- привлечь и удержать квалифицированные кадры;
- изыскать дополнительные средства и ресурсы для модернизации образовательного учреждения и улучшения материально – технической базы;
- создать условия, обеспечивающие качество образования адекватное времени;
- решить вопрос информационного обеспечения;
- сделать детский сад конкурентно - способным, современным образовательным учреждением.
 Сегодня, мы можем сказать, что наше учреждение полностью соответствует требованиям современного детского сада.
Безусловно, все усилия коллектива не могли быть не замеченными со стороны, в первую очередь, родителей наших воспитанников.
Чем больше совершает усилий коллектив, тем охотнее родители откликаются на взаимодействие, начинают проявлять собственную инициативу.
Современное образовательное учреждение - это большой симфонический оркестр, где каждый играет свою партию, на своём инструменте. А руководит им высококвалифицированный мастер – дирижёр. Музыка не терпит фальши, в оркестре нельзя играть в полсилы. А результатом их труда становится великое произведение искусства.
При таком подходе к управлению исчезла вертикальная модель, жёсткая система должностей – появился диапазон новых компетенций, свобода манёвра, осознанность и согласованность действий. А значит, возник мощный ресурс развития культуры учреждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий