Если в конце дня ты знаешь столько же, сколько в его начале, то ты что – то делаешь неправильно!

Уоррен Баффет

 В Первоуральске 28.08.2018. прошло традиционное Августовское педагогическое совещание работников образования, на котором я выступала  с докладом 
«Ранняя профориентация детей в условиях
дошкольной образовательной организации»

Тезисы выступления
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка.
Одним из направлений инновационной деятельности в МАДОУ «Детский сад № 9» с 2015г. стало создание необходимых условий в детском саду для формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Проанализировав работу по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении, было выявлено что, определенная работа ведется, но проводимые мероприятия хаотичны. Педагоги используют педагогически устаревшие подходы, вместе с тем перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, ограничен, не учтены особенности экономического развития города, области. Важным моментом является то, что родители особо не заинтересованы в решении проблем ранней профориентации детей. Из этого следует, что необходим поиск инновационных форм и методов работы по организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.
Решением данной проблемы стала разработка и реализация инновационного проекта «По ступенькам в будущее».
Целью данного проекта стало создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.
Основные задачи, реализуемые в инновационном проекте:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2. Разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности.
4. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.
5. Обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.
Инновационный проект «По ступенькам в будущее» имеет 3 образовательных блока:
1. «Моя семья и профессии. Профессии детского сада».
2. «Профессии моего микрорайона».
3. «Профессии моего города и области».
Проект реализуется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 9» как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений.
При формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста мы используем следующие формы работы: 
1.                    Виртуальные экскурсии, во время которых дети знакомятся с различными профессиями,
2.                    Экскурсии по детскому саду. Во время таких экскурсий дети посещают пищеблоки, медицинские кабинеты, музыкальные и физкультурные залы, знакомятся с такими профессиями как повар, кондитер, врач, медицинская сестра, педагог.
3.                    Экскурсии на предприятия города: библиотека, почта, образовательный центр ЧПТЗ, магазин.
4.                    Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Туристическое агентство», «Я инженер» и др. Данные игры организуются воспитателем в групповом помещении. Для этого создаются развивающие центры, наполненные необходимым материалом для игры. В этих развивающих центрах ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности.
Особое внимание в рамках основной и дополнительной образовательной деятельности МАДОУ мы уделяем внедрению комплексной программы «Уральская инженерная школа».
В соответствии с целями и задачами данной программы образовательная деятельность направлена на формирование у обучающихся интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно – научного цикла.
Для ее реализации у нас разработаны дополнительные образовательные программы «В мире LEGO», «Первое программирование», «Шахматы для малышей».
Реализация инновационного проекта не возможна без сотрудничества с социальными партнерами. На сегодняшний день у нас имеются договора безвозмездного сотрудничества с Образовательным центром ЧПТЗ, ДЮСШ, библиотекой г.о. Первоуральск. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Приоритетные направления МАДОУ «Детский сад № 9» в рамках формирования ранней профориентации детей дошкольного возраста:
1) методическое направление - обобщение опыта через подготовку и тиражирование методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста; разработка парциальной программы по трудовому воспитанию дошкольников;
2) экспертное направление - разработка и апробирование методики педагогической оценки трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста;
3) дидактическое направление - апробирование новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых (в образовательной деятельности в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической) и в процессе специально организованных форм работы (занятий, экскурсий, праздников, развлечений);
4) материально-техническое направление – разработка содержания и оснащение профориентационной предметно-развивающей среды, создание мобильных лабораторий;
5) социальное направление - апробирование новых форм включения родителей (законных представителей) и социальных партнеров в инновационный проект;
6) разработка и внедрение модели взаимодействия детский сад – школа в формировании ранней профориентации дошкольников.








Комментариев нет:

Отправить комментарий